Тетрадь №1 Эвакуация.
Октябрь 1941 года.
В дни, когда неприятельские войска вступили на территорию Тульской области из смежной Смоленской области, в юго-западные районы и приближались к Калуге, нарушилось многолетнее спокойствие города Венёва, колхозов района и всего населения.
Неприятельские самолёты стали повседневными гостям.
Первые сброшенные бомбы в поле около Хрусловки, по железной дороге у станций Ольховка, Настасьино, Мордвес, а затем две пулемётные очереди в вагоны на станции Венёв и три бомбы.
Одновременные налёты на Тулу, Сталиногорск и Каширу с осветительными ракетами и действием наших зениток, привели в паническое состояние население.
Паника и отчаяние росло с каждым днём. Оно усилилось мобилизацией всего мужского населения в армию с 1922-23 годов рождения до 45 лет, мобилизацией всего конного поголовья, транспорта, движения непрекращающегося количества потока военных автомашин, направляющихся через Венёв по Зарайскому направлению для формирования воинских частей, эвакуацией большого количества животных, автомашин с грузами и семьями, повозок, запряженных лошадьми с домашними вещами и пешеходами.
Вместе с этим пошли под конвоем эвакуируемые заключённые из тюрем и лагерей.
Потоки машин, повозок и людей увеличивались изо дня в день. Народ города заметался, в колхозах замирала производственная деятельность.
13/Х
МТС получила телеграфное распоряжение о подготовке к эвакуации по маршруту через Серебряные пруды на Рязанскую область.
В этот день были собраны бригадиры и механики МТС, даны были необходимые указания о подготовке. В этот же день началась из города эвакуация членов семей работников НКВД, которым был предоставлен железнодорожный транспорт. На следующий день эвакуированы детские учреждения и члены семей руководящих работников.
Из города в разные стороны поползли автомашины и повозки с народом.
Возмутительна несправедливость.
Пользуясь положением и силой работники райкома партии (второй секретарь) и Гурьевского карьера (секретарь парторганизации и др.) погрузили в вагоны свои семьи и выбросили из вагона семьи пострадавшей в Финскую войну, Базановой с детьми, Батуриной и Кувыркиной – семьи призванных в армию.
Моя родная семья, свившая в течение семи лет в городе гнездо, проживавшая на большаке из Тулы, недалеко от железнодорожной станции, могла быть подвергнута несчастью. Что делать - выходило от души каждого. Оставаться невозможно. Окружающее толкало и мы решили: поехать на окраину района в село Причаль и там жить. Проклятая бабка Одиночкина, обещавшая через Жаркова предоставить квартиру, нагло отказала, когда 13/Х я с Галей, Маретой, Игорем, Настей и бабушкой приехали к переезду и разгрузили свои вещи. Спасибо за приют бабушке Манефе (Нефёдовой Манефте Абрамовне). У неё семья прожила трое суток. Вернувшись в Венёв, моя родная Маруся в слезах, не ест, не пьёт. Что делать – опять неразрешенный вопрос.
Продали свою Леснушку (корову), добился получения подвод, и 16/Х семья простилась с районом, поехали ко мне на родину, к сестре Тоне. (с. Плахино Рязанской обл. Ред.)
16/Х Было сделано указание об эвакуации МТС. А 17/Х предсумерки груженая автомашина во главе с директором Андрияновым А.Д. и пять парных повозок в четвёртом часу дня оставили двор МТС, сдав служебные помещения воинской части, оставив Ершову автомашину для семьи, с которой я должен догнать в пути МТС.
Венёв стал пуст, в ряде домов нет жильцов, много вооруженных военных. Всё население было послано на железнодорожную станцию для разгрузки какого-то состава.
18/Х С Ершовым и Петровым ездили на Ключевскую мельницу. Размололи и получили 3 центнера муки.
19 и 20/Х был попеременно то снег, то дождь. Достали вина – были сыты и веселы.
В последний раз зашел на свою квартиру (ул. Бундурина д.№4 ред.), распрощался с желтым котом и 22/Х в 10 часов утра тронулись в путь.
22/Х Проклятое бездорожье. Отъехали 4 километра – машина скатилась в кювет. Более двух часов затратили на её вытаскивание. Проехали около 20 километров за день. Несколько раз вытаскивали застрявшую в грязи машину. Ночевали в одной деревушке на соломе грязного пола. Валялись как свиньи.
23/Х Встали с огнём. Поехали догонять МТС. Машина по грязи не идёт. Перегоняем мы, перегоняют нас. В 12-ти километрах от Серебряных прудов догоняем два отставших трактора МТС. Цепляем машину к трактору, выбираемся на шоссе. В Серебряных прудах МТС не оказалось, уехали в 10 часов утра. Заехали 3 километра за Серебряные пруды, остановились ночевать. Переночевали на соломе, утром двинулись догонять. Непонятно, почему так гонят машины, почему не ожидают отставшие трактора? Ведь из 53 тракторов ушли 36, 2 в пути, а остальные брошены в районе или при выезде из города, почему обратно вернулся бригадир Якушин?
24/Х При выезде сели в болото. Таскали камни, деревья, с трудом вытащили машину. Отъехали 3 километра, у моста с насыпи соскочила машина, угрожала перевернуться. Благополучно спустили вниз. Доехали до Коровина, отсюда МТС смоталась. Проезжаем село Лялино. В трёх километрах от Субботина полетели лопасти вентилятора.
25/Х Ночевал с Капцовым у старика на печке, в доме земляной пол. Обзавёлся вшами. Поднялись темно, пошли пешком догонять МТС. Прошли 12 км. Натёр ноги. Догнали отставшие 3 трактора в Добрых пчёлах Захаровского района. С ними приехали в Захаровский район, догнали всю МТС, несколько успокоились. По телефону связался со своей семьёй, говорил с Тоней и Марусей (женой, ред.). Перед закатом солнца выехал к семье (до них было около 10 километров. Ред.). Долго волновался не зная, где она «счастливая» встреча?